Анатолий Черкасов. Где я в природе...
Анатолий Черкасов родился в 1935 году в деревне Денежниково
Луганской области. Школу закончил в Донбассе. Служил в Ленинградском
военном округе. После службы работал в шахте. В 1964 закончил
Московскую сельскохозяйственную академию им. Тимирязева и был направлен
на работу в Подмосковье. Кандидат экономических наук, заслуженный
работник сельского хозяйства Российской Федерации. Первые снимки
сделал в начале 1950-х. Печатался в районной газете «Новые рубежи» и
многотиражке предприятия. После выхода на пенсию целиком посвятил себя
любимому делу. Начал все заново, стал посещать выставки, изучать
историю и теорию фотографии, работы великих мастеров, приемы и технику.
Закономерным итогом стало увлечение платинотипией.
Для Анатолия Черкасова фотография - способ контакта. Так было с
самого начала - «чистая художественность» не интересовала его никогда:
первые снимки были, скорее, фиксацией того, что он видел вокруг,
помогали в профессиональной и научной жизни. Семья, производство,
пейзажи, сельская жизнь, тяжелый крестьянский труд, портреты коллег.
Сам он скромно называет себя «крестьянином», подразумевая под этим
словом и трезвость взгляда на будни, и отсутствие чрезмерности и
надрыва в своей любви к земле, и необходимое ему для создания хорошего
снимка ощущение теплоты и людской общности. Но главной для Черкасова
всегда была попытка максимального приближения к природе - окружающего
мира и человека. Как сделать так, чтобы сама визуальная форма
фотографии стала почти тактильной? Чтобы линии, резкость, глубина
изображения передали то, что труженик земли ощущает не «эстетически», а
буквально - на кончиках пальцев? Как передать физическую, объемную
красоту на поверхности? В этом вечном поиске он и «обнаружил» для себя
платинотипию. «Благородный процесс», «королева фотографии» - так
называют платинотипию те, кто по-настоящему ею увлечен. Таких немного -
в России можно пересчитать по пальцам одной руки. И дело не только в
том, что процесс этот - из числа дорогостоящих. Дело в тех особых
качествах, которые требуются от занимающегося ею фотографа.
Естественность и чистота процесса от момента съемки до печати;
сознательный отказ от цифровых способов обработки изображения; роль
рукотворности, тактильности, простого физического контакта - с
громоздкой, «настоящей» камерой, с кистью и бумагой; широта тонального
диапазона, сочность и глубина оттенков; особая, объемная «трехмерность»
получаемого изображения, в которое затем необходимо медленно и
тщательно вглядываться - все эти черты платинотипии выдвигают к мастеру
ряд требований. Среди них - умение уловить нюансы смысла и оттенки
тона, талант вчувствования в реальность, умение проводить разграничение
между «живописностью» и собственно фотографическим подходом к сюжету и
композиции. Наконец, прямые отсылки к истории, сама архаичность
процесса и высокая, «архивная» сохранность получаемых снимков требуют
постоянного балансирования на грани: помня о наследии великих мастеров
вроде Анселя Адамса и Эдварда Штайхена, делать что-то свое. Но главное
здесь- особенный, человеческий контакт с природой- и с самим собой.
Качества, во многом утерянные современной культурой, которая вечно
куда-то спешит и норовит уйти из реальности в мир грез и виртуальных
фантазий. Несмотря на свой предыдущий фотографический опыт,
Анатолий Черкасов не скрывает, что еще не все освоил (например, он
только начинает печатать свои работы сам), что считает себя самоучкой,
находящимся в самом начале пути. Но платинотипия - на то и благородный
процесс, что никого никуда не торопит. В него можно углубляться шаг за
шагом, бесконечно вникая в тонкости странных отношений между
фотографическим изображением, «чистой эстетикой» и физической
конкретностью явленной нам красоты.
ПЛАТИНОТИПИЯ (справка). Позитивный
фотографический процесс с использованием солей платины. Запатентован в
1873 году англичанином Вильямом Виллисом, был очень популярен в Европе
и Америке до I Мировой войны и революции в России (откуда и
поставлялась платина) и практически исчез из фотографии к 1960-м годам.
Получение хорошего платинового отпечатка трудоемко и зависит от двух
важных моментов. Первый - использование камер большого формата и
специальных «листов» пленки, размер которых соответствует размеру
получаемого отпечатка. Второй - правильная обработка негатива и процесс
контактной печати. На специальную, хлопковую бумагу кистью наносится
светочувствительный слой из солей платины и железа, вместе с негативом
бумага помещается в контактную раму, во время экспозиции соли железа
замещаются солями платины, затем отпечаток промывается в специальном
растворе. Основное отличие платиновой печати от любого эмульсионного
способа - реактивы не образуют пленку на поверхности, а глубоко
проникают в бумажные волокна: изображение получается гораздо более
объемным. Особенности платины также делают его значительно более
тонально выразительным: здесь гораздо больше оттенков серого и черного,
чем при использовании более дешевых процессов. Способы цифровой печати
платины существуют (негатив увеличивается, тона корректируются на
экране компьютера), однако те, кто занимаются платинотипией всерьез,
предпочитают не использовать даже классический фотоувеличитель. Платина
- один из самых устойчивых химических элементов, что значительно
повышает срок хранения негативов и их архивную ценность. Однако за счет
стоимости платины процесс является в 13 раз более дорогим, чем при
использовании серебра. Для удешевления платиновый раствор совмещают с
палладиевым.
|